или использование техники Эбру в работе с дошкольниками.
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
Задачи:
- показать участникам мастер- класса основной способ рисования красками на воде - мраморирование,;
- упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Оформление: презентация по теме мастер-класса; выставка детских работ, выполненных в технике «Эбру».
Материалы и инструменты для работы: экран для показа презентации, столы для участников мастер класса, емкости с раствором (на основе картофельного крахмала) для рисования в технике Эбру, бумага (для ксерокса), краски «Гуашь», кисточки, спицы, зубочистки, салфетки.
Ход мастер - класса:
(На фоне журчащей воды произносится текст)
«Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,
и на свете нет ей равного.»
Дао Дэ Дзин ("Книга о Пути и Силе")
мудрец Лао-Цзы
Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться. (музыка закончилась)
А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сегодня попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.
Искусство Эбру зародилось в 11 веке. Это интересная техника —рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства.
В переводе «Эбру» - это «облачный», «волнообразный». Поэтому в Европе рисунки «Эбру» стали называть – «турецкая бумага» или «мраморная бумага».
Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процессом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумываются над вопросом: Что заставляет краски танцевать?
Применение техники Эбру в работе с дошкольниками позволяет развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности.
Данная техника помогает решить следующие задачи:
1. Обогащать знания детей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
2. Формировать желание экспериментировать в рисовании.
3. Развивать самоидентификацию в творческой работе, целенаправленность деятельности.
4.Воспитывать желание у воспитанников проявлять творческую самореализацию и индивидуальность.
Так как специальный раствор для рисования и краски в технике Эбру очень дороги и не всегда могут приобретаться в детском саду нашлась альтернатива. А именно раствор для рисования решили делать из воды и картофельного крахмала (клейстер), так же мной был использован простой клейстер на основе муки и воды, а так же молоко. Краски использую «Гуашь». Эти материалы безопасны и всегда в доступности.
На первом этапе я познакомила детей с техникой, материалами, применяемыми в работе. Так как краски и основа для работы в технике Эбру имеют специфический состав, мною были разработаны игры-экспериментирования, с помощью которых мы познакомились со свойствами воды и красок. И мы выяснили, что в обычной воде краски растворяются, а в специальной нет.
В итоге, выяснив все свойства красок, воды и жидкого клейстера в качестве основы для рисования в технике Эбру, мы приступили непосредственно к рисованию.
Для этого ребенку необходимо нанести небольшое количество краски на кисть или набрать в пипетку. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли не растворяются в клейстере, а остаются на ее поверхности, расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Используя кисть или зубочистку дети выполняют рисунок на поверхности воды.
Но так как мой дети еще малы и мы только знакомятся с данной техникой, они очень любят просто экспериментировать – водя кистью или зубочисткой по поверхности воды, в дальнейшем при систематической работе начнут придумывать сюжетную композицию (например, букет из цветов и листьев, подводный мир, сказочную птицу). Детям нравится выполнять задания на воображение и развитие творческого мышления: определи, на что это похоже; угадай, что здесь нарисовано.
Хочется отметить, что техника Эбру напоминает собой бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение. Такое занятие не только увлекает, но и прекрасно успокаивает активных и беспокойных детей.
Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.
Уважаемые коллеги, приглашаю вас окунуться в волшебную сказку Эбру.
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать дерево (педагоги под руководством рисуют дерево)
Уважаемые коллеги!
Как вы думаете - что дает дошкольникам рисование в технике ЭБРУ?
(Ответы участников мастер-класса)
Вывод:я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества. Спасибо за внимание!