Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Карасёва Елена ОлеговнаВоспитатель МАДОУ детский сад "Светлячок" р.п. Ветлужский |
|
«Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС» В связи с тем, что с 1-го сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. А спустя год, по приказу Минобрнауки дошкольное образование дружно перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. -2016 году участвовала в блиц-олимпиаде "ФГОС дошкольного образования" на сайте УМНАТА, результат 1 место - 2016 году предоставила опыт работы Фото-экскурсия "Я люблю поселок свой" в районном конкурсе "В ногу со временем" (мультимидийное сопровождение образовательного процесса в контексте ФГОС ДО" - 2017 году участвовала в всероссийском конкурсе "Требование ФГОС к системе дошкольного образования" на сайте Портал педагога, результат 1 место Являюсь постоянным слушателем вебинаров и семинаров по теме ФГОС ДО. Мной были прослушаны вебинары по темам: "ИКТ- компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС" "Проектная деятельность детей в детском саду в соответствии с ФГОС ДО" "Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с помощью интерактивных технологий с учетом ФГОС нового поколения" В настоящие время прохожу курсы повышения квалификации по теме "Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО" МАДОУ детский сад «Светлячок» р.п. Ветлужский осуществляет образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Васильевой. На основе программы ДОУ мной была разработана «Образовательная рабочая Программа воспитателя». Реализуя данную Программу , в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии: При работе над проектом «Неделя здоровья» у детей формировались основы здорового образа жизни, осознание выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. И делая вывод из всего вышесказанного хочется поделится опытом работы по теме: «Экспериментирование в ДОУ как необходимые условия реализации ФГОС» Академик педагогических наук Н. Н. Поддъяков, рассматривая экспериментальную деятельность, отмечал, что «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.» Главное достоинство метода экспериментирования Заключается в том, что он дает детям реальные представления О различных сторонах изучаемого объекта. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, Активизируются мыслительные процессы, стимулируется развитие речи. ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)». Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Исходя из этого в группе был создан «Центр экспериментирования» Это все эксперименты! Интересные моменты! Все, все, все хотим узнать! Нужно все зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему? Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Основные характеристики детского экспериментирования: 1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целе-образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития. 2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования). 3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества. В своей работе я использовала разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. 1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через: • мотивацию, • образность, эмоциональность, • значимость и необходимость участия каждого в деятельности. 2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»); 3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»); Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.). Для достижения цели использую следующие формы организации исследовательской деятельности: • Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы). • Фронтальная (коллективные игры, беседа). • Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента). В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: • во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; • во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; • в - третьих, они практически безопасны; • в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое оборудование, площадка группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Мой опыт показывает , что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи , формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Поэтому в своей работе я использую совершенно новую технологию, методическое пособие- лэпбук. Лэпбук- это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. И могу сказать с уверенностью, детям нравится заниматься с "книгой на коленях"
Отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Так в группе мы с детьми проводим следующие эксперименты и опыты: «Водичка-водичка»
«Сок для куклы»
«Пенный замок»
«Сказка о камешке»
На прогулке проводились следующие эксперименты: Игры с песком. «Почему песок сыплется?»
«Делаем дорожки из песка»
Игры с ветром «Загадочный листик»
«Где ветер»
Игры со снегом и льдом «Что может мокрый снег»
«Что случилось с сосулькой»
«Свойства солнечных лучей»
«Как высушить мячик»
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью я проводила родительское собрание, на котором раздала родителям памятки «Детское экспериментирование». Консультации, на которых пытаюсь объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняю, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. И итогом проделанной работы стала выставка Коллаж «Нам интересно, все что неизвестно», на которой родители показали какие эксперименты проводят дома с детьми.
Результатом своей работы считаю следующие: - систематизация и повышение знаний детей по теме -выступление на РМО 21 апреля 2017 года с темой «Экспериментирование на прогулке» -создание памятки для родителей «Детское экспериментирование» и распространение ее в личном блоке в Учебно - методическом кабинете http://ped-kopilka.ru -участие в конкурсе уголков в рамках ДОУ "Уголок экспериментально- исследовательской деятельности в группе", в котором я заняла 2 место -2 место "Креативный подход в педагогике" на Портале педагога В ходе изучения материала заняла 2 место на сайте УМНАТА в блиц-олимпиаде "Современные воспитательные технологии" Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» |
|
uCoz |