Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта
План работы
Срок
|
Тема
|
Содержание работы
|
Практический выход
|
Сентябрь
|
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;
«Пушок»
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей.
|
Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
|
Октябрь
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.
Занятие « Составление описательного рассказа по картине Ёж»
Занятие « Рассказывание по серии картинок- иллюстраций детских книг Детский книжный магазин»
|
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
|
Папка- передвижка « Как научить ребенка описывать картины»
|
Ноябрь.
|
Работа с загадками.
|
Показать роль загадки в формировании выразительности речи.
|
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
|
Январь
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Репка», .
|
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
|
Показ сказки « Репка» детям младшей группы.
|
Февраль
|
Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Занятие « Пересказ художественного произведения Е. Чарушина Воробей»
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
|
Создание альбома совместно с родителями « Опорные схемы»
|
Март
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
|
.
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
|
Конкурс чтецов.
|
Апрель
|
Обучение сочинению сказок
|
Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
|
Изготовление книжек- малюток « Наши сказки» совместно с родителями
|
Май
|
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста ( О. С Ушакова)
|
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
|
|
Литература
- Конспекты занятий в старшей группе детского сада Волчкова В. Н, Степанова. Н. В
- Развитие речи. Дидактический материал. Л. Е Кыласова, Волгоград 2007
- Развитие речи и окружающий мир, О. В Епифанова, Волгоград 2008
|